Телефон горячей линии по вопросам оплаты труда:
+ 7 (4162) 496-460
Режим работы
09.00 - 18.00
Онлайнинспекция.рф
Федеральная служба по труду и занятости – защита прав и интересов работников и работодателей!

Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников сферы здравоохранения также открыта горячая линия Минздрава России

Типовые вопросы в части оплаты труда и ответы к ним

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено в части повышения средней заработной платы  врачей и иных работников здравоохранения с высшим образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, с учетом объемов и качества их труда, к 2018 году – до 200% средней заработной платы по региону, среднему и младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов поэтапно, начиная с 2013 года.

Во исполнение подпункта «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (далее – Программа).

В соответствии с Программой «эффективный контракт» – трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а так же меры социальной поддержки. Изменение условий оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внедрение эффективного контракта осуществляется согласно Программе в рамках введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждений и работников.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.06.2013 №421 были подготовлены и утверждены методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.

С учетом вышеуказанных методических рекомендаций соответствующими органами власти и местного самоуправления утверждаются показатели эффективности деятельности учреждений и руководителей в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.

Показатели эффективности актуализируются по мере утверждения и внедрения профессиональных стандартов, обучения работников, изменения систем оплаты труда

Таким образом, утверждение показателей эффективности работников должно осуществляться с учетом установленных критериев и показателей эффективности работы учреждений, рекомендаций.

При введении «эффективного контракта» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, соответствующая «эффективному контракту», приведена в Приложении № 3 Программы.

На территории субъекта завершены мероприятия по переводу на «эффективный контракт» всех работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области, который четко определяет условия оплаты труда работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения.

При заключении трудовых договоров с работниками рекомендовано использовать примерную форму трудового договора с работниками учреждения и рекомендациями по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении «эффективного контракта», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 № 167н.

В каждой медицинской организации области разработаны критерии стимулирования медицинских работников, определены показатели результативности, что отражено в утвержденных Положениях по оплате труда (приказом министерства здравоохранения Амурской области от 09.08.2013 № 929 утверждены Методические рекомендаций по разработке медицинскими организациями области и учреждениями образования, подведомственными министерству здравоохранения Амурской области, показателей эффективности деятельности работников учреждений по видам учреждений и основным категориям работников).

В соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол №11, по совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов в оплате труда таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55-60 % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 % структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, за квалификационную категорию, 10-15 % структуры заработной платы выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

В 2015 году проведено повышение окладов (должностных окладов) в среднем на 45 % по врачам, на 50 % среднему медицинскому персоналу и 86 % младшему медицинскому персоналу, с учетом перераспределения выплат стимулирующего характера в структуре заработной платы на долю окладной части, в том числе надбавки за выслугу лет (стаж работы).

Так с учетом значительного повышения окладов (должностных окладов) всех работников медицинских организаций были пересмотрены выплаты стимулирующего характера.

Одновременно с учетом повышения окладов (должностных окладов) работников пересмотрена максимальная надбавка к окладу (должностному окладу) за выслугу лет в размере с 30 процентов до 15 процентов.

Изменение структуры заработной платы в пользу увеличения доли гарантированной заработной платы и оптимизации выплат стимулирующего характера, не влияющих на результативность и эффективность деятельности работника, осуществляются в рамках положений действующего законодательства  и не противоречит нормам трудового права.

Изменение структуры оплаты труда осуществляется за счет оптимизации стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников и не увязанных с результатами труда каждого работника.

Проведение мероприятий по совершенствованию структуры оплаты труда осуществляется в пределах утвержденного фонда оплаты труда на соответствующий финансовый год путем перераспределения средств в структуре фонда оплаты труда и не влияет на уровень заработной платы при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности за отчетный период в полном объеме.

Приказом Росстата от 19.11.2014 № 671 утвержден статистический инструментарий для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Расчет средней заработной платы по отдельной категории медицинских работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы, включая выплаты по окладам, компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера, а также заработную плату на работе по внутреннему совместительству и среднесписочной численности работников данной категории.

Рост заработной платы напрямую зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и обеспечивается за счет стимулирующих выплат, размер которых зависит от результатов труда каждого работника с учетом выполнения показателей эффективности.

Размеры выплат стимулирующего и компенсационного характера устанавливаются за достигнутые объем и качество выполненной работы, ежемесячно, комиссионно, с учетом мнения представительного органа работников.

Повышение уровня заработной платы взаимоувязано с выполнением целевых показателей объемов и качества предоставления медицинской помощи населению области в соответствии с мероприятиями по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

В целях методических рекомендаций по распределению выплат стимулирующего характера в медицинских организациях приказом министерства здравоохранения Амурской от 04.08.2015 №824 утвержден алгоритм расчета суммы средств на стимулирование работников медицинской организации, в котором отражен комплекс минимальных мероприятий, обязательных к исполнению руководством медицинских организаций.

Работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы только с его письменного согласия (статья 60.2 Трудового кодекса РФ). При этом работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о ее выполнении. Для этого лишь нужно предупредить другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы (статья 151 Трудового кодекса РФ).