Профессиональный праздник на этой неделе отметили 569 амурских фельдшеров
Студентка Зейского медучилища Татьяна Бова переехала в с. Сосновый Бор Зейского района в далеком 1989 году. А с 1992 года она – бессменный фельдшер села. Ни подъемных, ни жилья от государства, переживающего тяжелые времена, она не получила. Зато приобрела нечто более важное. Семейное счастье и уважение односельчан, к которым на протяжении последних 30 лет ежедневно спешит на помощь. «Мне повезло с пациентами», – говорит Татьяна Николаевна об односельчанах. «Нам повезло с фельдшером», – отвечают жители с. Сосновый бор.
«В медицину попала случайно»
Родилась и жила я в г. Зея, после 8 класса средней школы подружка решила поступать в медицинское училище. И я за ней. Папа не одобрил мою инициативу. В итоге я закончила 10 классов и поступила в сельскохозяйственный институт в Благовещенске, но по семейным обстоятельствам не смогла продолжить учебу. А в Зее больше негде образование получить – только в медучилище, так что, получается, в медицину попала случайно. Уже позже, когда учились делать инъекции, очень переживала, всё внутри тряслось, а потом меня спрашивают – ты что уже умела? То есть внешне получилось сохранить самообладание, рука не дрогнула. И интерес появился.
«В Сосновый Бор вышла замуж»
В 1989 году, еще будучи студенткой, вышла замуж за жителя села Сосновый Бор. Родилась дочь. После декрета вышла на работу. В селе была вакансия фельдшера. Население села тогда превышало 700 человек, больше 200 – дети. Мне в помощь была медсестра и санитарочка. На вызовы пешком ходила (из одного конца села в другой идти около часа). Брала чемоданчик с лекарствами, а еще кучу книг и медицинских справочников. По ним симптомы сверяла (смеется). Сейчас-то глаз уже наметан, вижу многое по внешнему виду, по движениям, по выражению лица – насколько выражен болевой синдром.
«В 90-е зарплаты росли как на дрожжах»
В 90-е выживали вместе со всей страной. Всем было тяжело. Зарплату по полгода не платили. Зато её исправно повышали, цены росли и зарплата росла. Возникало периодически желание уйти из бюджетной сферы, однако государство все-таки повернулось лицом к бюджетникам. И я убедилась, что поступила правильно, что осталась работать в медицине.
«Работа очень интересная»
Одно и то же заболевание у каждого человека протекает по-разному. К примеру, тот же коронавирус. У кого-то есть температура, у кого-то нет, у кого-то начались осложнения. И когда ставишь предварительный диагноз, отправляешь человека на дообследование, и в ходе него диагноз подтверждается – испытываешь удовлетворение от проделанной работы.

«Работы всегда хватает»
Сейчас вот очень много работы с новой коронавирусной инфекцией: забор мазков, вакцинация, своевременно нужно выявить осложнения в виде пневмонии. А 2016 год, к примеру, запомнился «беби-бумом». Тогда в Сосновом Бору родилось 25 детей. Патронаж был на мне. А когда дети друг за дружкой начинали болеть, до 10 вызовов в день было только к ним, не считая взрослого населения.
« Медицина стала доступнее»
Сейчас мне очень хорошо помогает педиатр. В случае чего скорая помощь готова приехать за считанные минуты. Передвижная стоматология приезжает несколько раз в год, жителей оповещаем, лавочки ставим, подключаем оборудование, обслуживаем. Приезжают передвижные амбулатории. Проводят обследования. Берут анализы. ФАП у меня новый, теплый. Раньше снимали помещение в сельсовете. Холодно было. А теперь сами температуру регулируем, чтоб и пациентам и нам комфортно было.
«Не выходит из головы пациент»
Лет 15 назад поступил вызов, мужчина чинил холодильник, и ему стало плохо. Мне тоже стало нехорошо, когда увидела, как у него давление скачет: сейчас 180, а через 5 минут уже 60, а потом снова 180. Что делать? То ли снижать, то ли повышать? Вызвала скорую. Проводили всевозможные реанимационные мероприятия. Но помочь не смогли. Тромб оторвался, мужчину не спасли. Столько лет прошло, а я постоянно возвращаюсь мыслями в тот день. Каждый раз переживаю все испытанные тогда чувства заново.
«Лучшая психологическая разгрузка – это смена обстановки»
Когда нужно отдохнуть, собираюсь и уезжаю к детям в Благовещенск. Дочь и сын уже взрослые – оба работают (дочь стала врачом). Дома всё равно отдохнуть не получится, всё время появляются какие-то дела, да и люди постоянно обращаются за помощью.
«В случае чего и спрятаться негде»
Людям помощь нужна в разных ситуациях, не только когда вирус подхватили или ребенок горошину в нос засунул, бывают и криминальные происшествия. Ножевые ранения и дебоши в белой горячке. Моложе была – на каждый ночной вызов шла и боялась. В случае чего и спрятаться негде (смеется). В таких ситуациях муж помогал, сопровождал. Потом, когда машину купили, возил. А сейчас сама езжу. Сейчас такие сигналы чаще в скорую помощь поступают, коллеги мне говорят, не ходи, сами едут и полицию вызывают. Помощь оказывают в присутствии полицейских. Хотя за все 30 лет моей работы не было такого, чтобы напрямую кто-то угрожал моему здоровью. Всегда очень уважительное отношение было ко мне.

«Мне везет на добрых людей»
Раньше телефонов не было, так люди прибегали прямо домой, звали на помощь, провожали к пациенту, чемодан помогали носить, иногда подвозили. Обратно тоже ночью одну не отпускали. Потом мобильная связь появилась – стали звонить, сама уже ходила. Но самую большую поддержку односельчане оказали, когда заболел мой муж, а потом из-за онкологии я его потеряла. Сочувствовали и помогали все знакомые и даже незнакомые. Возможно, поэтому я до сих пор среди них, по-прежнему работаю фельдшером, и пока работу свою менять не планирую. Пациенты благодарные. Но самое приятное, когда благодарность печатают в газете. Моя санитарочка вырезает их и хранит в отдельной папке.
