Публичная декларация целей и задач Минздрава Амурской области на 2017 год
Публичная декларация целей и задач министерства здравоохранения Амурской области на 2017 год
2016 год

Публичная декларация целей и задач министерства здравоохранения Амурской области на 2016 год


Основные ориентиры, в соответствии с которыми работало здравоохранение Амурской области, заданы Указами Президента России Владимира Владимировича Путина, а также стратегическими документами Правительства Российской Федерации и Амурской области.

2015-й год стал ещё одним шагом в направлении улучшения здоровья жителей Амурской области, увеличения продолжительности их жизни, совершенствования здравоохранения. По итогам года:

– на 3,8% снизилась смертность населения в трудоспособном возрасте,

– снизились показатели смертности: при заболеваниях сердечно-сосудистой системы на 13,1%, от туберкулеза на 5,5%, от дорожно-транспортных происшествий на 11,9%, младенческой смертности на 16,3%.

– продолжительность жизни увеличилась до 67,23 лет.

Основными задачами отрасли на 2016 год остается обеспечение устойчивого функционирования и развития системы здравоохранения путем реализации следующих направлений:

– совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи,

– повышение доступности первичной медико-санитарной помощи,

– развитие информационных технологий в медицинских организациях области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь,

– повышение доступности лекарственных препаратов и медицинских изделий населению области,

– развитие кадрового потенциала системы здравоохранения области.

 

Совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи населению Амурской области


С целью совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи населению Амурской области организовано дальнейшее проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения Амурской области в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан.

В 2016 году увеличен общий плановый объем диспансеризации определенных групп взрослого населения и составляет 120949 чел. (2015г.-113433 чел.). В реализации диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2016 году принимает участие 39 медицинских организации области, организована работа 29 мобильных медицинских бригад (в 2015 году функционировало 25 мобильных медицинских бригад, которыми было осмотрено 3,8% от общего числа охваченных диспансеризацией). Охват диспансеризацией за 2015 год составил – 94,1%.

С целью достижения целевого показателя 100% охвата граждан в 2016 году диспансеризацией определенных групп взрослого населения организован регулярный мониторинг выполнения планового задания в разрезе каждой медицинской организации, заслушивание о достигнутых результатах на планерных совещаниях министерства здравоохранения области. В помощь медицинским организациям муниципальных образований области организованы выезды бригад специалистов медицинских организаций областного центра (г.Благовещенск). Консультативную, организационно-методическую помощь при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения оказывают кураторы медицинским организациям муниципальных образований области, утвержденные приказом.

Приоритетным направлением в работе министерства здравоохранения области на 2016 год является обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи.

Продолжается совершенствование созданной геоинформационной системы, в которой обозначены все населенные пункты области и все дороги с их проходимостью в разные периоды времени, а также разработанной схемы территориального планирования с маршрутизацией пациентов по профилям заболеваний, алгоритмом действий при оказании медицинской помощи в населённых пунктах, в которых отсутствуют медицинские организации.

Определена и совершенствуется маршрутизация больных с заболеваниями системы кровообращения, травмами, новообразованиями, беременных, рожениц и родильниц, детей, больных с социально-значимыми заболеваниями с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

В медицинских организациях области на 2016 год разработаны планы (по полугодиям) выездной работы во все структурные подразделения с охватом осмотрами населения, проживающего на подведомственной территории, которые утверждены руководителями медицинских организаций, согласованны главами муниципальных образований области и министром здравоохранения области. Планы выездов сформированы таким образом, что каждый населенный пункт муниципального образования закреплен за медицинским работником, который оказывает медицинскую помощь населению, подведомственной территории, в том числе на дому (патронаж, вакцинация), курьерские услуги по доставке лекарственных препаратов, организует население к проведению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения и диспансеризации детей. По итогам 2015 года осуществлено 2139 выездов, в ходе которых осмотрено более 107 тыс. человек.

В результате проведенной работы возросло число впервые выявленных заболеваний, что способствовало своевременному взятию пациентов на диспансерное наблюдение, своевременному назначению обследования и лечения.

Система медицинской эвакуации, как наземным, так и воздушным транспортом в труднодоступных районах области налажена и продолжает совершенствоваться в виду того, что «шаговую доступность» в оказании медицинской помощи населению области осуществить трудно из-за обширных просторов нашей области и низкой плотности населения (2,3 чел. на 1 кв. км.). В 2015 году осуществлено 1085 выездов в районы области наземным транспортом, что на 19% больше 2014 года. Экстренная специализированная медицинская помощь при выездах оказана 1352 пациентам, что на 29% превышает показатель 2014 года. Эвакуировано в специализированные медицинские организации области 1080 больных, что на 46,1% больше уровня 2014 года.

В северные и отдаленные районы области с целью оказания экстренной медицинской помощи и транспортировки в специализированные медицинские организации в 2015 году осуществлено 199 вылетов санитарной авиации (2011 г. – 128; 2014-216), при вылетах эвакуировано 407 пациентов (2011 г. – 184; 2014-386). Затраты на санитарную авиацию в 2015 году составили 56,6 млн. руб., что ниже  2014 года на 39,4%.

В 2016 году будет продолжено совершенствование скорой и экстренной медицинской помощи, обеспечивающей своевременность и качество медицинских мероприятий при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, а также телемедицинских технологий.

Скорая медицинская помощь оказывается населению Амурской области силами и средствами Станции скорой медицинской помощи г.Благовещенска и 37 отделениями скорой медицинской помощи в составе городских и районных больниц. В 2015 году автопарк скорой медицинской помощи области пополнился 20 единицами автотранспорта. Показатель обеспеченности автомобилями СМП в 2015 году составил 1,9 на 10 тыс. населения, при нормативе –1 автомобиль на 10 тыс. населения. Оснащение машин скорой медицинской помощи системой спутниковой навигации ГЛОНАСС составляет 90,4%. Количество результативных вызовов скорой медицинской помощи на территории Амурской области в расчете на 1 жителя возрастает, в 2015 году – 0,335, что на 1,8% выше показателя 2014 года (0,329). Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со времени доезда до больного менее 20 минут в 2015 году составила 93,4% (2014 г. –93,5), при дорожно-транспортных происшествиях 91,4%.

Обращаемость за скорой медицинской помощью снижается. В 2015 году – 337,3 случая обращения на 1000 населения, что на 2,6% ниже показателя 2014 года (346,4), при этом основным поводом вызова скорой медицинской помощи являются внезапные заболевания  81,5%.

В Амурской области расширяется использование телемедицинских технологий, проведение телемедицинских консультаций межу медицинскими организациями области второго и третьего уровня:

– функционируют телемедицинские круглосуточные консультативные центры на базе 3 областных медицинских организаций (ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница», ГАУЗ АО «Амурская областная детская клиническая больница», ГАУЗ АО «Амурский областной онкологический диспансер») и в 12 медицинских организациях области кабинеты для проведения телемедицинских консультаций между вторым и третьим уровнем оказания медицинской помощи больным;

– организованы в остальных медицинских организациях области рабочие места для проведения телемедицинской связи по типу «врач-врач» с медицинскими организациями третьего уровня посредством видеоконференцсвязи.

Планируемые мероприятия в дальнейшем: повышение качества связи при проведении телемедицинских консультаций и увеличение числа медицинских организациях области, имеющих кабинеты для проведения телемедицинских консультаций.

 

Совершенствование информационных технологий в медицинских организациях области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь


Современная система здравоохранения невозможна без развития информатизации, внедрения медицинской электронной информационной системы, личного кабинета пациента, рабочего места врача и медицинской сестры, электронных систем помощи в принятии решений, доступа к электронным информационным ресурсам.

Процент медицинских организаций, передающих сведения электронных медицинских карт пациентов в федеральную систему Интегрированной электронной медицинской карты ЕГИСЗ, в 2016 году планируется довести до планового показателя – 73%.

В области продолжается совершенствование производственной эксплуатации Региональной информационной системы «Здравоохранение Амурской области» (РИС ЗАО), разработанной сотрудниками ГБУЗ АО «Амурский медицинский информационно-аналитический центр», с наполнением нормативно-справочной информации данными о медицинских организациях, подразделениях, отделениях, медицинских работниках.

В «РИСЗ АО» функционируют модули автоматизированное рабочее место врача (АРМ) с электронной медицинской картой, направления, взаиморасчеты, управление, электронная регистратура, отчеты, прикрепление населения, заполнение нормативно-справочной информации которых продолжается по мере необходимости. Программное обеспечение позволяет передавать информацию в федеральную систему административно-хозяйственной деятельности ЕГИСЗ.

С февраля 2013 года в области осуществляется промышленная эксплуатация электронной регистратуры по программе региональной медицинской информационно-аналитической системы «РИСЗАО». Электронная запись к врачу ведется через регистратуру, информационные киоски (инфоматы) и портал пациента по адресу http://er.amurzdrav.ru/.

Количество электронных записей на прием к врачам составило 284902, что составляет 11,2% от 2544387 услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях области, то есть каждый десятый больной воспользовался услугами записи на прием к врачу в электронном виде. За 2015 год количество электронных записей увеличилось на 53,9% в сравнении с предыдущим годом (2014г. – 185135 электронных записей).

С 2014 года произведена интеграция медицинской услуги «запись на прием к врачу в электронном виде» с Федеральной электронной регистратурой через Единый портал государственных услуг. Проведены обучающие семинары с врачами, медицинскими сестрами, системными администраторами и медицинскими регистраторами медицинских организаций с целью качественной эксплуатации модуля, с составлением расписаний врачей на первичные и повторные посещения больными и правильным управлением потоками больных к специалистам.

Электронные паспорта созданы в 50 медицинских организациях области, в том числе работающих в системе ОМС. Электронные паспорта ведутся и обновляются при изменении данных в медицинских организациях ежеквартально: уникальный ID медицинского учреждения, полное наименование, краткое наименование, дата создания, субъект РФ, адрес, тип учреждения, ИНН, ОГРН, ОКПО на сайте http://pmu.rosminzdrav.ru/.

Планируемые мероприятия в дальнейшем: создание региональной интеграционной шины и единого регистра пациентов с информацией о них в электронном виде.

Совершенствование  оказания медицинской помощи матерям и детям


Важнейшим приоритетом деятельности  медицинских организаций области является развитие службы охраны материнства и детства. Министерством здравоохранения области проводится комплекс мероприятий, направленных на профилактику  и снижение материнской младенческой и детской  смертности:

1.Продолжается укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, введен в эксплуатацию хирургический корпус ГАУЗ АО «АОДКБ».

  1. 2. Проведено увеличение на 30 акушерских коек учреждения родовспоможения третьего уровня.
  2. На базе 5 учреждений родовспоможения 2-го уровня были открыты 32 койки акушерского ухода для дородовой госпитализации беременных со сроком более 38 недель высокой и средней степени риска.
  3. 4. Продолжается непрерывное обучение врачей, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям на рабочих местах в областном перинатальном центре и в симуляционном центре АГМА.
  4. 5. Во всех районах области внедрены ежедневные «диспетчерские часы» для осуществления мониторинга беременных и детей из семей социального риска.
  5. 6. В круглосуточном режиме функционируют 2 дистанционных консультативных центра (акушерский и педиатрический) на базе областного перинатального центра и областной детской клинической больницы, что позволяет в режиме реального времени оказать консультативную помощь и сконцентрировать наиболее тяжелых пациентов в учреждениях 3 уровня.
  6. Ведется электронная программа мониторинга всех беременных области
  7. В 2015 году внедрена система мониторинга оказания первичной медико-санитарной помощи детям до года в соответствии с приказом министерства здравоохранения области от 06.10.2015 № 1113 «О совершенствовании организации проведения мониторинга детей до года в медицинских организациях Амурской области посредством ввода в промышленную эксплуатацию раздела «Мониторинг медицинского наблюдения детей до года модуля «Статистика» РИСЗ АО».
  8. 9. Организовано проведение еженедельных видеоселекторных совещаний заместителя министра с руководителями медицинских учреждений области по вопросам профилактики и снижения младенческой смертности и предотвращению материнской смертности.
  9. 10. Внедрена система анализа каждого случая младенческой и детской смертности на Региональной комиссии. К рецензированию медицинских документов привлекаются сотрудники Амурской государственной медицинской академии, главные специалисты МЗ АО, наиболее опытные врачи-практики, а также главный специалист по педиатрии ДВФО проф В.К. Козлов.
  10. 11. Результаты мониторинга пренатальной диагностики заслушиваются еженедельно на планерных видеоселекторных совещаниях, проводимых министром здравоохранения  с руководителями всех медицинских учреждений области.

Число обследованных беременных в рамках пренатальной диагностики нарушений развития ребенка в сроки 11-14 недель в 2015 году составило 8392 или 94,7% от взятых на учет в первом триместре беременности.

В 2015 году продолжен неонатальный скрининг, направленный на своевременное выявление у новорожденных наследственных заболеваний. Охват новорожденных неонатальным скринингом составил 100%.

Процент охвата детей первого года жизни аудиологическим скринингом также приближен к 100%   (99,7%).

В Число оплаченных случаев проведенных медицинских осмотров несовершеннолетних  в 2015 году  составило 102,5% от Плана-графика проведения медицинских осмотров несовершеннолетних и 91,5% от общей численности детского населения от 0 до 17 лет.

Охват диспансеризацией детей-сирот им детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях, составил 99,7%. Охват диспансеризацией детей-сирот, принятых под опеку, попечительство, в приемную или патронатную семью составил  100,8%.

Благодаря комплексу проводимых мероприятий показатель младенческой смертности в Амурской области на протяжении последних лет имеет устойчивую тенденцию к снижению (с 18,7‰  в 2005 году до 7,7‰  – в 2015). В 2015 году показатель составил   7,7 на 1000 родившихся живыми, что значительно ниже целевого индикатора (10,0).

В 2015 году произошел 1 случай материнской смертности, показатель составил 9,3 на 100000 родившихся живыми, что ниже целевого индикатора на 2015 год (16,8).Случай   не связан с акушерскими причинами.

Приоритетным направлением службы в 2016 году является снижение показателя младенческой смертности, профилактика случаев материнской смертности, повышение доступности и качества оказания медицинской помощи матерям и детям.

В 2015 году были продолжены мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы государственных медицинских организаций:

– введен в эксплуатацию объект «Хирургический блок» ГАУЗ АО «Благовещенская городская клиническая больница». Стоимость средств, затраченных на строительство объекта составила – 3063,1млн. рублей;

– введено в эксплуатацию здание стационара ГБУЗ АО «Магдагачинская больница» после проведения капитального ремонта;

– проведены текущие и капитальные ремонты 35 зданий фельдшерско-акушерских пунктов.

Для улучшения доступности и качества оказания медицинской помощи, особенно в труднодоступных районах в 2015 год приобретено 48 санитарных автомобилей (2014 год – 45 автомобилей) на общую сумму 40,8 млн. рублей, в том числе за счет средств области –14,4 млн. руб.

В рамках государственно-частного партнерства:

– введена в эксплуатацию вторая очередь НП “Лечебно-диагностический комплекс “Белая Роза” (мощностью 150 посещений в смену);

открыт центр амбулаторного гемодиализа на базе ГАУЗ АО «Белогорская больница»;

– проведены мероприятия по централизации лабораторной службы и созданию единой лаборатории.

В рамках проведения мероприятий по развитию материально-технической базы медицинских организаций планируется:

– оснащение медицинских организаций Амурской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в соответствии со стандартами оснащения, утвержденными соответствующими порядками оказания медицинской помощи;

– приобретение 15 санитарных автомобилей;

– строительство 10 фельдшерско-акушерских пунктов и 2 участковых больниц;

– открытие 2-х фельдшерско-акушерских пунктов в с.Подоловка и с.Валуево Завитинского района;

– проведение ремонтных работ структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

 

Повышение доступности лекарственных препаратов и медицинских изделий населению Амурской области


В 2016 году приоритетным направлением деятельности министерства  здравоохранения области в сфере лекарственного обеспечения населения Амурской области является удовлетворение потребности отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, обеспечение которыми осуществляется за счёт средств бюджетов:

– организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавших от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов;

– организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

– организация обеспечения антивирусными препаратами для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С;

– организация лекарственного обеспечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя за счет средств федерального бюджета;

– организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;

– организация обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих на территории области, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниям, представляющими опасность для окружающих, детей первых трех лет жизни, а также граждан, лекарственные препараты которым рекомендованы решением контрольно-экспертной комиссии по обеспечению необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан Амурской области при министерстве здравоохранения области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно.

– организация обеспечения граждан лекарственными препаратами в рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Амурской области на 2014-2020 годы».

 

Доступность лекарственной помощи сельскому населению Амурской области


В целях обеспечения доступности лекарственного обеспечения населения, проживающего в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, начиная с 2011 года на обособленные подразделения медицинских организаций области предоставляется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, позволяющая осуществлять розничную торговлю, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения. Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности имеется на 305 ФАПах (из 318), 43 амбулаториях.

Для обеспечения лекарственными препаратами жителей отдаленных сел и поселков, в том числе и пациентов с ограниченной мобильностью, где отсутствуют аптечные учреждения, заключены 291 договоров курьерских услуг между фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов и аптечной организацией, осуществляющей услуги по отпуску лекарственных препаратов.

  

Мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты


На территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» государственному регулированию подлежат цены на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП) и ежегодно утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с совместными приказами Управления Росздравнадзора по Амурской области и министерства здравоохранения Амурской области от 20.04.2012 № 107/327 «О проведении мониторинга ассортимента и цен на лекарственные препараты», от 25.05.2012 № 146/415 «О внесении изменений в приказ от 20.04.2012 № 107/327 «О проведении мониторинга ассортимента и цен на лекарственные препараты» в Амурской области в 2016 году в плановом режиме продолжается ежемесячный мониторинг ценовой и ассортиментной доступности ЖНВЛП. Мониторинг проводится в двух сегментах: амбулаторном (аптечные организации) и госпитальном (медицинские организации) и проводится по всему перечню ЖНВЛП, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р.

В мониторинге ассортимента и цен на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП принимают участие 28 медицинских организаций области (госпитальный сегмент), а также 28 юридических лиц различных форм собственности фармацевтического рынка, включающих в себя 179 аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами (амбулаторный сегмент).

Ежемесячный отчет о результатах мониторинга цен и ассортимента ЖНВЛП размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения http://www.roszdravnadzor.ru.

 

Меры, принимаемые для увеличения обеспеченности населения и медицинских организаций области качественными отечественными лекарствами


–  заказ на поставку лекарственных препаратов размещается по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов;

– в заказ на поставку лекарственных препаратов за счет федерального и областного бюджетов включается номенклатура, формы выпуска и дозировки лекарственных препаратов, преимущественно выпускаемых российскими производителями;

– в аукционной документации на поставку медицинских изделий предусмотрено ограничение по допуску производителей медицинских изделий в пользу отечественных производителей.

 

Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях


С целью рационального использования финансовых средств на лекарственное обеспечение при оказании стационарной помощи, в т.ч. в дневных стационарах, а также амбулаторной помощи отдельным категориям граждан:

– осуществляется внедрение в медицинских организациях современных клинических рекомендаций ведения больных;

– создание системы рационального использования лекарственных препаратов на основе принципов доказательной медицины (ограничительные перечни региона и формуляры медицинских организаций, контроль расходования средств);

– формирование единых регистров пациентов, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении;

– совершенствование порядка выписки и отпуска лекарственных препаратов;

– создание и внедрение системы электронных назначений комплексное решение (медицинская организация + аптека);

– обучение специалистов здравоохранения принципам рационального использования лекарственных препаратов.

Развитие кадрового потенциала – одно из мероприятий, направленное на развитие первичной медико-санитарной помощи, включающее в себя совершенствование системы оплаты труда («эффективный контракт») и реализацию мер социальной поддержки медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (реализация программы «Земский доктор»).

Ежегодно увеличивается количество выпускников, трудоустроенных в медицинские организации области после окончания высших медицинских учебных заведений. В 2014 году  трудоустроено в медицинские организации области 118, а в 2015 году – 120 выпускников. В 2016 году ожидается трудоустройство 142 выпусников.

В 2015 году было заключено 45 договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. руб. В рамках выполнения мероприятий по предоставлению единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. руб. на 2016 год запланировано заключение 55 договоров. Главы муниципальных образований области предоставляют молодым специалистам выплаты «подъемных» в размере от 10 тыс. до 150 тыс. рублей, оплату аренды жилого помещения в течение первых 3-х лет работы, предоставления комнаты в благоустроенном общежитии или служебного жилья, внеочередное предоставление мест в детских садах.

Подготовка и повышение квалификации медицинских кадров, работающих в медицинских организациях, одно из мероприятий, направленное на развитие первичной медико-санитарной помощи, включающее в себя совершенствование образовательных программ для подготовки медицинского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь, внедрение практикоориентированных образовательных стандартов в учреждения 1 и 2 уровней; создание условий дистанционного образования практическому здравоохранению.

В рамках проведения мероприятий по развитию кадрового потенциала медицинских организаций планируется совершенствование системы оплаты труда («эффективный контракт») в медицинских организациях Амурской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; осуществление выплат стимулирующего характера за объем и качество выполненной работы.

2015 год
2015 год | Публичная декларация целей и задач министерства здравоохранения Амурской области
2015 год | Публичная декларация целей и задач министерства здравоохранения Амурской области

 

Благодаря реализации целей и задач министерства здравоохранения области в 2014 году в Амурской области наблюдается устойчивая положительная динамика демографических показателей. По итогам года:

  • На 6,2% снизилась смертность населения в трудоспособном возрасте.
  • Не допущено ни одного случая материнской смертности.
  • Снизились показатели смертности:
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы на 18%;
  • от туберкулеза на 13%;
  • от новообразований на 5,9%;
  • от дорожно-транспортных происшествий на 15%;
  • младенческой смертности на 12%.
  • Продолжительность жизни увеличилась до 67 лет.

 

Основными направлениями деятельности министерства здравоохранения Амурской области в 2015 году являются:


  • Реализация мероприятий по проведению в 2015 году Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
  • Обеспечение населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
  • Совершенствование медицинской помощи матери и ребенку.

 

Реализация мероприятий по проведению в 2015 году года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями


Во исполнение предложения Президента Российской Федерации, сформулированном в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 04.12.2014, в соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2015 году в Российской Федерации Года борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями, в Амурской области утвержден План мероприятий по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2015 год, мероприятия которого направлены на:

  • Информирование населения по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Повышение эффективности организации и оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • Образовательный сегмент в системе организации и оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Информирование населения по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний включает мероприятия:

  • Социальная реклама по проблемам, связанным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и факторами риска их развития, пропаганда здорового образа жизни;
  • Информационно-образовательные и массовые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, формирование ответственности населения за состояние собственного здоровья;
  • Мероприятия, в рамках летней оздоровительной кампании, направленные на формирование и популяризацию здорового образа жизни;
  • Распространение материалов по популяризации норм потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, в том числе для детей;
  • Размещение материалов на тему сердечно-сосудистых заболеваний на официальных сайтах министерства здравоохранения области и медицинских организаций области.

Повышение эффективности организации и оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями включает следующие мероприятия:

  • Совершенствование организации диспансеризации и диспансерного наблюдения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и граждан с высоким риском их развития;
  • Организация выездных форм работы центров здоровья в сельской местности и в труднодоступных районах;
  • Создание и расширение практики школ пациентов с артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца и инсультом;
  • Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистой патологией в региональных и первичных сосудистых отделениях.

Образовательный сегмент в системе организации и оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями включает:

  • Региональная конференции «Организация оказания медицинской помощи больным с острой сосудистой патологией в области. Перспективы развития»;
  • Региональная конференции «Актуальные проблемы кардиологии»;
  • Издание сборника работ областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы кардиологии»;
  • Семинарские занятия в видеоселекторном режиме для врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи региона «Проведения тромболизиса на догоспитальном этапе при остром инфаркте миокарда»;
  • Участие специалистов региона в работе Всероссийских конференций, конгрессов форумов.

Реализация запланированных мероприятий Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями направлена на снижение показателей смертности, при этом ожидается сохранение жизней 100 жителям области от ишемической болезни сердца и 82 – от цереброваскулярных болезней.

 

Обеспечение населения Амурской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями:


1.Повышение доступности лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи населению и системы здравоохранения.

В 2015 году приоритетным направлением деятельности министерства здравоохранения области в сфере лекарственного обеспечения населения Амурской области является удовлетворение потребности отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, обеспечение которыми осуществляется за счёт средств бюджетов:

  • организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавших от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов;
  • организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
  • организация обеспечения антивирусными препаратами для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С;
  • организация лекарственного обеспечения больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя за счет средств федерального бюджета;
  • организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;
  • организация обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих на территории области, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниям, представляющими опасность для окружающих, детей первых трех лет жизни, а также граждан, лекарственные препараты которым рекомендованы решением контрольно-экспертной комиссии по обеспечению необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан Амурской области при министерстве здравоохранения области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецепту врача (фельдшера) бесплатно.
  • организация обеспечения граждан лекарственными препаратами в рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Амурской области на 2014-2020 годы».

2.Доступность лекарственной помощи сельскому населению Амурской области.

В целях реализации Федерального закона от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части доступности лекарственного обеспечения населения, проживающего в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации на  236 обособленных подразделений медицинских организаций (42 врачебная амбулатория и 194 ФАПа) предоставлена лицензия на  осуществление фармацевтической деятельности, позволяющая осуществлять розничную торговлю лекарственных препаратов для медицинского применения. Реализация лекарственных препаратов сельскому населению Амурской области осуществляется в 172 аптечных организациях, расположенных на территории сельских населенных пунктов.

Для обеспечения лекарственными препаратами жителей отдаленных сел и поселков, в том числе и лиц с ограниченной мобильностью, заключены 269 договоров курьерских услуг между фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов и аптечной организацией, осуществляющей услуги по отпуску лекарственных препаратов.

3.Мониторинг цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

На территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» государственному регулированию подлежат цены на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП) и ежегодно утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с совместными приказами Управления Росздравнадзора по Амурской области и министерства здравоохранения Амурской области от 20.04.2012 № 107/327 «О проведении мониторинга ассортимента и цен на лекарственные препараты», от 25.05.2012 № 146/415 «О внесении изменений в приказ от 20.04.2012 № 107/327 «О проведении мониторинга ассортимента и цен на лекарственные препараты», в Амурской области в 2015 году в плановом режиме продолжается ежемесячный мониторинг ценовой и ассортиментной доступности ЖНВЛП. Мониторинг проводится в двух сегментах: амбулаторном (аптечные организации) и госпитальном (медицинские организации) и проводится по всему перечню ЖНВЛП, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 2782-р.

В мониторинге ассортимента и цен на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП принимают участие 28 медицинских организаций области (госпитальный сегмент), а также 28 юридических лиц различных форм собственности фармацевтического рынка, включающих в себя 179 аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами (амбулаторный сегмент).

Ежемесячный отчет о результатах мониторинга цен и ассортимента ЖНВЛП размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения http://www.roszdravnadzor.ru.

4.Меры, принимаемые для увеличения обеспеченности населения и медицинских организаций области качественными отечественными лекарствами.

  • заказ на поставку лекарственных препаратов размещается по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов;
  • в заказ на поставку лекарственных препаратов за счет федерального и областного бюджетов включается номенклатура, формы выпуска и дозировки лекарственных препаратов, преимущественно выпускаемых российскими производителями;
  • в аукционной документации на поставку медицинских изделий предусмотрено ограничение по допуску производителей медицинских изделий в пользу отечественных производителей.

5.Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях.

С целью рационального использования финансовых средств на лекарственное обеспечение при оказании стационарной помощи, в т.ч. в дневных стационарах, а также амбулаторной помощи отдельным категориям граждан:

  • осуществляется внедрение в медицинских организациях современных клинических рекомендаций ведения больных;
  • создание     системы    рационального     использования     лекарственных препаратов   на   основе    принципов доказательной     медицины (ограничительные      перечни    региона    и   формуляры     медицинских организаций, контроль расходования средств);
  • формирование      единых    регистров    пациентов, имеющих     право   на   бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении;
  • совершенствование порядка выписки и отпуска лекарственных препаратов;
  • создание   и   внедрение   системы   электронных   назначений   комплексное решение (медицинская организация + аптека);
  • обучение специалистов здравоохранения принципам рационального использования лекарственных препаратов.

 

Совершенствование медицинской помощи матери и ребенку


Одной из приоритетных задач министерства здравоохранения Амурской области является недопущение материнской смертности и снижение показателя младенческой смертности.

В течение последних нескольких лет в Амурской области отмечается неуклонное снижение показателя младенческой смертности. В 2014 году данный показатель составил 9,1 на 1000 родившихся живыми, что ниже показателя 2013 года на 11,7% и ниже индикатора «Дорожной карты» субъекта на 16,4% (в 2014 году составлял 11,0). В 2015 году основной целевой показатель младенческой смертности, в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Амурской области на 2014–2020 годы», составляет 10,0 (РФ 8,0).

В последние годы в области создана стройная система по профилактике и снижению младенческой смертности. Функционирует областной перинатальный центр, оснащенный необходимым оборудованием для выхаживания и лечения детей с низкой и экстремально низкой массой тела, обучен медицинский персонал, оказывающий медицинскую помощь матерям и новорожденным. Успешно действуют реанимационно-консультативные центры педиатрический и акушерский. Отработана маршрутизация беременных, поуровневая система оказания акушерской и неонатологической помощи.

Врожденные пороки развития остаются одной из основных причин младенческой смертности. Многие из выживших детей становятся инвалидами с детства и их воспитание не только ложится тяжким бременем на плечи родителей, но и требует значительных материальных затрат от государства. В 2014 году в Амурской области врожденные аномалии развития заняли третье место в структуре причин младенческой смертности и составили 9,7 на 1000 родившихся живыми, что ниже показателя 2013 года на 46,4%.

Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования).

В 2014 году доля обследованных беременных по новому алгоритму проведения комплексной (пренатальной) диагностики нарушений развития плода от числа поставленных на учет в первом триместре беременности составила 72,3%. В 2015 году будет продолжен мониторинг пренатальной диагностики и аудит ее качества, с целью достижения охвата пренатальным скринингом не менее 70,5% от числа поставленных на учет в первом триместре беременности.

Охват новорожденных скринингом на наследственные заболевания в 2014 году составил 98,3%, аудиологическим скринингом — 99,3%. В 2015 году будет продолжен мониторинг проведения неонатального и аудиологического скрининга с целью достижения охвата неонатальным скринингом — не менее 98,3%, аудиологическим скринингом — не менее 99,3% от числа новорожденных

Диспансеризация детей занимает ведущее место в работе детских лечебно-профилактических учреждений.

В 2014 году в Амурской области охват медицинскими осмотрами несовершеннолетних составил 93,1% (133445 человек) от подлежащих профилактическим медицинским осмотрам в отчетном периоде. Целевой индикатор охвата детей в возрасте от 0 до 17 лет профилактическими медицинскими осмотрами в 2015 году составляет не менее 96,8%.

В 2014 году продолжена ежегодная диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Охват диспансеризацией пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составил 91,9% (3268 ребенка) от подлежащих диспансеризации. Целевой индикатор охвата диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2015 году составляет не менее 100%.

Продолжена диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью. Охват диспансеризацией этой категории детей составил 93,6% (2554 ребенка) от числа запланированных. Целевой индикатор в 2015 году составляет не менее 100%.

 

С целью снижения показателя младенческой смертности планируется проведение следующего комплекса мероприятий


Комплекс мер, направленных на снижение смертности от врожденных аномалий развития:

  • выступление медицинских работников в средствах массовой информации о необходимости своевременной постановки на учет по беременности;
  • проведение санитарно-просветительной работы в виде бесед, лекций среди женщин фертильного возраста о необходимости своевременной постановки на учет по беременности;

Мероприятия, направленные на улучшение выявляемости врожденных аномалий развития:

  • проведение просветительной работы среди женщин фертильного возраста о необходимости проведения пренатальной диагностики;
  • проведение медицинскими работниками разъяснительной работы с беременными, в т.ч. с их родственниками, о необходимости проведения пренатальной диагностики;
  • проведение пренатальной диагностики в перинатальном центре ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» и 5 окружных кабинетах на территории области;
  • повышение квалификации врачей ультразвуковой диагностики;
  • доставка медицинским транспортом женщин группы социального риска для проведения пренатальной диагностики.

Комплекс мер, направленных на улучшение маршрутизации женщин с патологией беременности и экстрагенитальными заболеваниями:

  • выступление медицинских работников в средствах массовой информации о необходимости родоразрешения в рекомендованных специалистами учреждениях;
  • проведение медицинскими работниками разъяснительной работы с беременными, в т.ч. с их родственниками, о необходимости родоразрешения в рекомендованных специалистами учреждениях (маршрутизация в соответствии с группой риска);
  • контроль органом управления здравоохранением за маршрутизацией беременных в соответствии с группами риска;
  • контроль за ведением программы электронного мониторинга всех беременных области;
  • проведение ежедневных видеоселекторных совещаний с медицинскими организациями области, в том числе и по вопросам маршрутизации беременных.

Комплекс мер, направленных на улучшение навыков первичной реанимации новорожденных:

  • совершенствование навыков проведения первичной реанимации новорожденных;
  • обучение врачей-анестезиологов-реаниматологов и неонатологов на симуляционных циклах в ГБОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия»;
  • обучение врачей-анестезиологов-реаниматологов и неонатологов учреждений родовспоможения второй группы на базе ОПЦ ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница».

Внедрение клинических рекомендаций по лечению новорожденных, а также аудит их использования;

  • внедрение всех порядков и клинических протоколов оказания медицинской помощи новорожденным в полном объеме;
  • проведение анализа всех случаев смерти детей в Амурской области с разбором результатов на заседании региональной комиссии министерства здравоохранения Амурской области по разбору случаев младенческой и детской смертности и выработкой дифференцированной тактики снижения предотвратимой смертности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: